Работа школьного логопункта

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся.

Порой в своей работе учителя-логопеды сталкиваются с непониманием родителей специфики работы школьного логопункта. Родители недоумевают: «Мой ребенок хорошо говорит, зачем ему логопед?» или "Мой ребенок не выговаривает звук "Р", почему с ним не занимается логопед?  и те и другие бывают в корне не правы. Чтобы понять, почему вашего ребенка зачислили или не зачислили в логопедическую группу, следует усвоить, что основной функцией логопеда в школе является предупреждение и исправление тех нарушений которые мешают успешному освоению школьной программы. Такими нарушениями являются нарушения письма (дисграфия), чтения (дислексия) и изучения математических операций (дискалькулия).

Какие же дети могут быть зачислены на логопункт?

  1. Первоочередное право зачисления на школьный логопункт имеют дети с ОВЗ.
  2. Дети имеющие нарушения устной речи и имеющие заключение городской ПМПК.
  3. Дети испытывающих трудности в освоении чтения, письма, математических операций.
  4. Первокласники с:

- недоразвитием фонематического слуха (дети в речи не различают или смешивают звуки типа: с-ш, з-с, ж-ш, ц-с, в-ф, и проч.);

- недоразвитием лексической стороны речи (дети с маленьким словарным запасом);

- недоразвитием грамматической стороны речи (дети плохо знают формы единственного и множественного числа утенок — «утенки», затрудняются образовать прилагательное от существительного суп из грибов — «грибочный» и тд.);

Дети с дефектным произношением держатся на контроле, так как существует опасность того, что ребенок как скажет, так и напишет.

Основные направления логопедической работы на школьном логопункте:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие навыков звукослогового анализа и синтеза слов;

- закрепление навыков произношения слов различной звукослоговой структуры;

- формирование лексико - грамматического строя речи;

- совершенствование связной речи;

- предупреждение и исправление нарушений письма, чтения, математических операций;

- развитие мелкой моторики;

- развитие всех высших психических функций (мышление, память, восприятие и тд.).

Коррекция произношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость проводится только при наличии свободного времени в расписании логопункта. Поэтому родители будущих первоклассников должны понимать, если ребенок не выговаривает один или несколько звуков это повод мобилизовать свои силы, силы детского сада, поликлиники или других специалистов для исправления имеющихся дефектов звукопроизношения.

Основной формой организации занятий являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Группы комплектуются учителем - логопедом с учетом однородности речевого нарушения и возраста детей. Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала и темы не изученные ранее на обычных уроках, учащиеся не перегружаются дополнительной информацией.

Посему уважаемые родители, если ваш ребенок зачислен в логопедическую группу, не следует нервничать и расстраиваться по этому поводу. Логопед в школе призван облегчить вашему ребенку вхождение в образовательный процесс, предупредить его возможные проблемы или исправить существующие.

В заключении хотелось бы добавить. Мы об этом не задумываемся, но многие талантливые и успешные люди страдали и продолжают страдать нарушениями устной и письменной речи. Это актеры, певцы, успешные бизнесмены-миллионеры, главы государств, ученые, писатели, художники… этот список огромен.

Леонардо да Винчи  всю жизнь имел большие проблемы с чтением и, особенно, с письмом. К тому же он был левшой и писал слева направо. Великий поэт Александр Пушкин. У гения русской литературы были серьезные проблемы с математикой: он никак не мог научиться считать. Датский писатель и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых Ганс Кристиан Андерсен. Первые рукописи были возвращены ему без рецензий. У редакторов не хватало терпения дочитать до конца тексты с ужасающим количеством орфографических ошибок. Мастер детективного жанра, английская писательница Агата Кристи, очень долго не могла научиться писать, из-за чего родители перевели ее на домашнее обучение. Но избавиться от безграмотности Кристи не удалось до конца жизни. Встречаются среди дислексиков и дискалькулитов и великие учёные. Например, Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии. В течение всей жизни он испытывал огромные трудности с письмом и чтением. Тем не менее стал родоначальником современной физики и создателем теории относительности. Или английский физик и химик Майкл Фарадей, который был совершенно безграмотным и не смог освоить математику. Однако обладал сильно развитым образным мышлением, что позволило ему совершить целый ряд научных открытий. Известным актёрам Киану Ривзу, Тому Крузу, легендарным Мерилин Монро и Уолту Диснею подобные отклонения не помешали снискать известность, популярность и восхищение многочисленных поклонников во всём мире.

Поэтому наличие, каких либо нарушений у ребенка не повод опускать руки и тем более не повод оставлять все как есть. Для того чтобы он был успешен в учебе и в жизни нужно просто ему помочь. Для этого есть замечательные учителя нашей гимназии, и конечно, любящие родители готовые помочь своему ребенку справиться со всеми трудностями на пути к успеху.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная координированная работа артикуляционного аппарата.

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением нужно с раннего детства.

Упражнения в картинках

1. "Улыбочка"

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке.Зубы не видны.

2. "Накажем непослушный язычок" ("Месим тесто")

3. "Блинчик" ("Лопаточка")

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

 

4. "Трубочка" 

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

5. "Оближем губки" "Вкусное варенье"

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 

6. "Почистим зубки"

"Почистить" кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

7. "Часики"

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

8. "Змейка"

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

9. "Футбол" ("Орешек")

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

10. "Загони мяч в ворота"

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

11. "Киска сердится"

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

12. "Прокати карандаш"

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

Логопедические занятия

Логопедические занятия
Проводятся работы по:

  • Нормализации звукопроизношения;
  • Развитию моторики (общей, мелкой);
  • Развитию фонематического слуха;
  • Развитию правильного речевого дыхания;
  • Развитию выразительности, чёткости речи;
  • Обогащению словарного запаса;
  • Нормализации нарушений слоговой структуры слова;
  • Коррекции грамматического строя и словообразования;
  • Развитию связной речи

Также на логопедических занятиях используются следующие
здоровьесберегающие технологии: 

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Зрительная гимнастика;
  • Самомассаж рук;
  • Элементы точечного массажа;
  • Логопедический массаж. 

Устная речь

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Школьник с нарушениями речи - это уже серьёзная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжёлого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма.

В письменных работах появляется масса орфографических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи - дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма - вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

В целях охраны здоровья населе­ния в нашей стране принят Закон «Об иммунопрофилактике инфек­ционных болезней». Согласно этому закону в России действует календарь профилактических прививок. Уважаемые родители! Вы должны это знать! Только профилактические прививки могут защитить Вашего ребенка от таких заболеваний, как полиомиелит, коклюш, дифтерия, столбняк, гепатит В, туберкулёз, корь, эпидемический паротит (свинка), краснуха. Чем опасны заболевания,…
Документы Договор об оказании общеобразовательным учреждением платных образовательных услуг (Проект) Положение об оказании платных образовательных услуг в муниципальном автономном общеобразовательном…

В целях соблюдения и защиты конституционных прав на образование, реализации государственной политики в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, создания оптимальных условий для их обучения, воспитания и реабилитации, на основании заключений муниципального бюджетного учреждения психолого-медикопедагогическая комиссии г.Томска и заявлений родителей (законных представителей)

1. Директорам общеобразовательных учреждений:

1.1. открыть с 01.09.2018 года первые классы по адаптированным образовательным программам для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития на период освоения программы начального общего образования:

для детей с тяжелыми нарушениями речи в муниципальных общеоразовательных учреждениях:

СОШ №42 (Верина Л.М.), СОШ №43 (Божков Н.А.), лицее №7 (Смолякова Д.В.), НОШ №59 г.Томска (Сушилов М.Л.);

для детей с задержкой психического развития для психолого-педагогической коррекции в следующих общеобразовательных учреждениях:  

Последнее изменение Суббота, 20 января 2018 09:27
Страница 1 из 4