Образование

Образовательный процесс в МАОУ гимназии №55 им.Е.Г.Вёрсткиной г.Томска реализуется в соответствии с Федеральными образовательными стандартами на трёх уровнях образования:

1 уровень - начальное общее образование (нормативный срок обучения - 4 года) по состоянию на 1 сентября 2019 – 606 обучающихся.

2 уровень - основное общее образование (нормативный срок обучения - 5 лет) по состоянию на 1 сентября 2019 года – 577 обучающихся.

3 уровень - среднее общее образование (нормативный срок обучения - 2 года) по состоянию на 1 сентября 2019 года 109 обучающихся.

Всего на начало 2019-2020 учебного года в МАОУ гимназии №55 им.Е.Г.Вёрсткиной обучается 1292 человек (48 классов-комплектов).


Описание образовательной программы

МАОУ гимназии №55 им.Е.Г.Вёрсткиной г.Томска 

Реализация образовательных программ  в МАОУ гимназии №55 им.Е.Г.Вёрсткиной г.Томска регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также следующими нормативными правовыми актами:

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 17.07.2015 г. №734);

- Федеральный государственный  образовательный   стандарт  начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576);

-  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577);

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578);

- Федеральный  государственный образовательный стандарт  начального общего образования ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598;

- Санитарно–эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189, с изменениями от 24.11.2015 г.  №81.

В МАОУ гимназии №55 им.Е.Г.Вёрсткиной г.Томска реализуются программы  на следующих уровнях образования: начального общего образования (нормативный срок обучения – 4 года), основного общего образования (нормативный срок обучения – 5 лет), среднего общего образования (нормативный срок обучения – 2 года).

Профильное образование в  МАОУ гимназии №55 им.Е.Г.Вёрсткиной г.Томска   реализуются  в следующих  направлениях: физико-математический профиль,  естественнонаучный профиль, гуманитарный профиль, информационно-технологический профиль.

Обучение в МАОУ гимназии №55 им.Е.Г.Вёрсткиной г.Томска  с учетом потребностей, возможностей личности обучающихся и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника  осуществляется в очной форме.

Обучение в форме семейного образования и самообразования может осуществляться с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Образовательная деятельность в МАОУ гимназии №55 им.Е.Г.Вёрсткиной г.Томска  осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском.

МАОУ гимназия №55 им.Е.Г.Вёрсткиной г.Томска  реализует общеобразовательные программы, прошедшие государственную аккредитацию: программы начального общего образования, программы основного общего образования, программы среднего общего образования (свидетельство о государственной аккредитации, серия 70 АО1 № 0000692, срок действия: до 01.04.2023 г.).


Календарный учебный график на 2019 - 2020 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г.Томска на 2019-2020 учебный год.

Структура образовательной среды МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г.Томска

Начальное общее образование

Аннотация к основной общеобразовательной программе начального общего образования 

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ гимназии №55 имени Е.Г. Вёрсткиной города Томска разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
  • обеспечение преемственности;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Основная   образовательная программа начального общего образования    МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной содержит следующие разделы:

Целевой раздел

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
  • программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • программа коррекционной работы.

Организационный раздел

  • учебный план начального общего образования;
  • план внеурочной деятельности.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей нашего региона.

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом МАОУ гимназии №55 имени Е.Г. Вёрсткиной и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной города Томска


Учебный план (недельный) для 1-4 классов начального общего образования на основе ФГОС МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г.Томска на 2019-2020 учебный год с пятидневной учебной неделей

План внеурочной деятельности начального уровня обучения МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г.Томска на 2019-2020 учебный год с пятидневной учебной неделей


Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" по УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа учебного предмета "Математика" по УМК "Перспективная начальная школа" 

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" по УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа учебного предмета "Технология" по УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" по УМК "Планета знаний"

Рабочая программа учебного предмета "Математика" по УМК "Планета знаний"

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" по УМК "Планета знаний"

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" по УМК "Планета знаний"

Рабочая программа учебного предмета "Технология" по УМК "Планета знаний" 


Основное общее образование

Аннотация к основной общеобразовательной программе основного общего образования

Основная образовательная программа  основного общего образования  (далее  ООП   ООО)  МАОУ гимназии № 55 им. Е.Г. Вёрсткиной  г. Томска – программа деятельности всех участников образовательных отношений, которая состоит из следующих разделов:

1. Целевой раздел

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку, где прописана общая цель реализации программы;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в которых уточнены и конкретизированы личностные (на весь уровень обучения), метапредметные и предметные результаты (на каждый год) обучения.
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, где определены основные направления и цели оценочной деятельности, описаны объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки.

Целевой раздел раскрывает цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования.  ООП формируется с учетом особенностей основной школы на основе преемственности с основной образовательной программой начального общего образования и направлена на предложение качественной реализации программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет

Содержательный раздел определяет общее содержание основного  общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности

2. Примерные программы отдельных учебных предметов, курсов. В данном разделе основной образовательной программы ООО приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на уровне основного общего образования, которое в полном объеме отражается в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов.

3. Программа воспитания и социализации обучающихся. В программе отражаются:

1. цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2. направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, запросы участников образовательного процесса;

3.содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся);

4. основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;

5. модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

6. описание деятельности гимназии в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;

7. систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся;

8. критерии, показатели эффективности деятельности гимназии в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

9. методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

10. планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

4. Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ООП. Программа коррекционной работы основного общего образования направлена на обеспечение:

  • условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
  • дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.

Организационный раздел ООП содержит учебный план основного общего образования,  который фиксирует максимальный объѐм учебной нагрузки обучающихся,   регламентирует перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию. Кроме того,  учебный план  распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в гимназии

Календарный учебный график, который составляется на учебный год и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.

Система условий реализации основной образовательной программы. Здесь

прописаны кадровые, психолого-педагогические, финансово-экономические, материально-технические и информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий.

Основная образовательная программа МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной города Томска


Учебный план (недельный) для 5,6,7,8,9 классов основного общего образования на основе ФГОС МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г. Томска на 2019-2020 учебный год с пятидневной учебной неделей в 5-8 и шестидневной учебной недели в 9 классах

План внеурочной деятельности основного уровня обучения МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г.Томска на 2019-2020 учебный год с пятидневной учебной неделей

Рабочая программа учебного предмета "Биология" для основного уровня образования (5-9 классы)


 Аннотация к рабочей  программе  по химии  для 8-9 классов 

Настоящая рабочая программа по химии определяет минимальный объем содержания курса для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС к условиям и результату образования обучающихся основной школы по химии согласно учебному плану МАОУ гимназия № 55.  Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в 8 -9 –х классах.

Преподавание химии рассчитано на использование учебника: Габриелян О.С. Химия: учебник для общеобразовательных учреждений – М. Дрофа,

Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Цели изучения предмета

Изучение химии направлено на достижение обучающимися следующих целей:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умение различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной и технической среды, используя для этого химические знания;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиск, анализ и обработка информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседн

В течение первого года обучения (8 класс) главное внимание уделяется формированию у учащихся элементарных химических навыков, химического языка и химического мышления, в первую очередь на объектах, знакомых им из повседневной жизни (кислород, воздух, вода).

На втором году обучения (9 класс) рассматриваются основы стехиометрии, изучаются теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных превращений. На их основе подробно изучают свойства неорганических веществ: металлов, неметаллов и их соединений. В специальном разделе кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии.В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между полученными в классе элементарными химическими знаниями и навыками и свойствами объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни.

Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых указан в каждом разделе программы. Программа предусматривает формирование у обучающихсяобщеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета "Химия" являются:

  • приемы элементарной исследовательской деятельности;
  • способы работы с естественнонаучной информацией;
  • коммуникативные умения;
  • способы самоорганизации учебной деятельности.

Рабочая программа учебного предмета "Химия" для основного уровня образования (8-9 классы) 


 Аннотация к рабочей  программе  по английскому  языку для 5-9 классов 

Иностранный язык (в том числе и английский) входит в общеобразовательную область «Иностранные языки». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Особенности содержания обучения иностранному языку в основной школе обусловлены динамикой развития школьников. Выделяются два возрастных этапа: 5—7 и 8—9 классы. К концу обучения в основной школе (8—9 классы) усиливается стремление школьников к самоопределению.

Помочь самоопределению школьников призвана предпрофильная подготовка, которая начинается в конце 8 класса и продолжается в 9 классе. Она способствует выявлению их потенциальных склонностей, способностей, готовности к выбору дальнейшего направления своего образования и к определению в нем места иностранного языка: либо в качестве одного из базовых учебных предметов, либо в качестве профильного. Продолжается развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Однако еще большее значение приобретают принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Школьники все чаще оказываются в ситуации выбора, в том числе предлагаемых в рамках предпрофильной подготовки, элективных курсов, так называемых профессиональных проб и т. п.

Это придает обучению ярко выраженный практико-ориентированньтй характер, проявляющийся в том числе в формировании надпредметных ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала. Это должно дать возможность учащимся основной школы достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2 в терминах Совета Европы). Данный уровень позволит выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе и для дальнейшего самообразования.

Основные содержательные линии. Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства и навыки оперирования ими, третьей — социокультурные знания и умения.

Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной.

Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной

компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной/меж-кулътурной коммуникации. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык».

Иностранный язык (в том числе и английский) входит в общеобразовательную область «Филология». На изучение курса английского языка основного общего образования отводится 510 часов, по 102 часа с 5 по 9 класс (из расчёта 3 учебных часа в неделю).

Рабочая программа учебного предмета "Английский язык" для основного уровня образования (5-9 классы)


Аннотация к рабочей  программе  по географии  для  5-9 классов 

Рабочая программа по географии для 5-9 классов разработана в соответствии:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897);

Данную программу реализуют следующие учебники:

  • География. 5 – 6 кл., А.И. Алексеев и др. М: Просвещение, 2019;
  • География материков и океанов. 7 кл. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. М.: Дрофа, 2017 .;
  • География России. Природа, 8 кл., И.И. Баринова , Дрофа М. 2017 ;
  • География. 9 кл., А.И. Алексеев и др. М: Просвещение, 2019.

В соответствии с учебным планом на изучение предмета отводится в 5-6 классах 34 часа в год (1 час в неделю), в 7-9 классах - 68 часов в год (2 часа в неделю).

Цель изучения:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Рабочая программа учебного предмета "География" для основного уровня образования (5-9 классы)


Рабочая программа учебного предмета "Немецкий язык как второй иностранный язык" для основного уровня образования (5-9 классы)


 Аннотация к рабочей  программе  по истории для 5-9 классов 

Предметы «Всеобщая история» и «История России. Всеобщая история» входят в образовательную область «Общественно-научные предметы».

Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и задает последовательность изучения материала. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. В содержание программы включен региональный материал.

Программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов, авторской программы Данилова А.А. Рабочие программы и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина.- М.: Просвещение, 2016. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина- О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко – М.: Просвещение, 2016. Программа курса «История России. Всеобщая история» реализуется по линии учебников «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы) и «История средних веков» под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.; «История нового времени» под редакцией Юдовской А.Я.. Программа курса «Всеобщая история» ориентирована на линию учебников по всеобщей истории А.А. Годер Г.И., Вигасин А. А. 5-9 классы. Данные УМК включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Основные содержательные линии.

Программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» на уровне основного общего образования предусматривает изучение в 6—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная история. Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
  2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
  3. Историческое движение:

- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

- формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.;

- динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

 - образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Место предмета в учебном плане

Предмет «История России. Всеобщая история» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 часа. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. 

Рабочая программа учебного предмета "История" для основного уровня образования (5-9 классы)


Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для основного уровня образования (5-7 классы)


 Аннотация к рабочей  программе  по литературе для  5-9 классов 

Цели литературного образования направлены на становление активной творческой личности, формирование её нравственных ориентиров;

  • воспитание грамотного компетентного читателя, умеющего анализировать текст на разных уровнях, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
  • формирование представлений о литературе как виде искусства с его внутренними законами, о мировом литературном процессе, национальном своеобразии и мировом значении русской литературы;
  • развитие и стимулирование самостоятельной научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся.

Реализация целей литературного образования способствует развитию речевых, интеллектуальных и творческих способностей, требующих от современного конкурентоспособного выпускника создание текстов различного характера и назначения и освоению через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации обучающихся.

Программа реализуется через УМК Литература 5-9 классы./Авторы: В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, Н.В. Беляева- М.:Просвещение,2016.

Рабочая программа учебного предмета "Литература" для основного уровня образования (5-9 классы)


 Аннотация к рабочей  программе по алгебре для 7-9 классов 

Рабочая программа основного общего образования по математике составлена с учетом Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Рабочая программа составлена на основе: Базовый уровень – Программы. Алгебра, 7 – 9 классы / авт.- сост. А.Г.Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп- М.: Просвещение, 2016.  В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии:

алгебра; функции; вероятность и статистика. При этом первая линия – «Логика и множества» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка,

вторая – «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствуй развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития обучающихся, для создания культурно-исторической среды обучения

Рабочая программа учебного предмета "Математика" для основного уровня образования (5-9 классы)


Аннотация к рабочей  программе  по музыке для  5-8 классов 

Рабочая программа по предмету "Музыка" составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы основного общего образования по музыке и программы для общеобразовательных учреждений "Музыка. 5-7 классы". Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (Москва, Просвещение, 2016г.). Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников.

Данный вариант программы обеспечен учебниками для общеобразовательных учреждений:

  • Учебник "Музыка" 5 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2016
  • Учебник "Музыка" 6 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2016
  • Учебник "Музыка" 7 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2017
  • Учебник Искусство: Музыка. 8 класс Т.И. Науменко, В.В. Алеев. М.- : Дрофа, 2018

Учебный предмет "Музыка" изучается на уровне основного общего образования с 5 по 8 класс в общем объеме 102 часа, из них 5 класс – 34 часа, 6 класс – 34 часа, 7 класс – 34 часа, 8 класс – 34 часа, по 1 часу в неделю.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства. 

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для основного уровня образования (5-8 классы)


Рабочая программа учебного предмета "Физика" для основного уровня образования (7-9 классы)

Рабочая программа учебного предмета "Риторика" для основного уровня образования (8 класс)


Аннотация к рабочей  программе  по русскому языку  для 5-9 классов 

Учебный предмет «Русский язык» включен в образовательную область «Филология».

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и задает последовательность изучения материала. Рабочая программа содействует реализации единой концепции образования, сохраняя при этом условия для вариативного изучения предмета и проявления творческой инициативы учителей.

Программа обеспечена учебниками для общеобразовательных учреждений:

  • Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростецова и др.]. _ М.: Просвещение, 2018. – 191с. : Ч. 2 / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростецова и др.]. _ М.: Просвещение, 2018. – 175с.
  • Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростецова и др.]. _ М.: Просвещение, 2018. – 191с. : Ч. 2 / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростецова и др.]. _ М.: Просвещение, 2018. – 175с.
  • Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, и др.]. - М.: Просвещение, 2014.
  • Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростецова и др.]. - М.: Просвещение, 2018. – 271 с.

Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. 

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для основного уровня образования (5-9 классы)


Аннотация к рабочей  программе  по обществознанию для 6-9 классов 

Курс «Обществознание» для 6 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоцентрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными.

Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (6—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. На втором этапе курса для старших подростков все содержательные компоненты (социально-психологические, морально- этические, социологические, экономические, правовые и т. Д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Место предмета в учебном плане

Обществознание в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов, по 34 часов на каждый год обучения. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. 

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" для основного уровня образования (6-9 классы)


Рабочая программа учебного предмета "Технология" для основного уровня образования (девочки: 5-8 классы)

Рабочая программа учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для основного уровня образования (5, 8-9 классы)

Рабочая программа практикума по учебному предмету "Математика" для основного уровня образования (9 класс)

Рабочая программа практикума по учебному предмету "Обществознание" для основного уровня образования (9 класс)


Среднее общее образование

Основная образовательная программа Среднего общего образования

План (годовой) внеурочной деятельности для 10-х классов среднего общего образования МАОУ гимназии №55 им. Е.Г.Вёрсткиной г.Томска на 2019-2020 учебный год с шестидневной учебной неделей

Учебный план (недельный) 10-х профильных классов среднего общего образования МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г. Томска на 2019-2020 учебный год с шестидневной учебной неделей

Учебный план (недельный) 11-х профильных классов среднего общего образования МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г. Томска на 2019-2020 учебный год с шестидневной учебной неделей

Положение "Об индивидуальном отборе в профильные классы (группы) МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г. Томска"

Заявление в 10 класс

Рабочая программа учебного предмета "Биология" для среднего уровня образования (Базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета "Химия" для среднего уровня образования (Базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета "Химия" для среднего уровня образования (Профильный уровень)

Рабочая программа учебного предмета "Экономика" для среднего общего образования (Углубленный уровень)

Рабочая программа учебного предмета "История" для среднего уровня образования 10 класс (Базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета "История" для среднего уровня образования 11 класс (Базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета "История" для среднего уровня образования 10 класс (Профильный уровень)

Рабочая программа учебного предмета "История" для среднего уровня образования 11 класс (Профильный уровень)

Рабочая программа учебного предмета "Литература" для среднего уровня образования 11 класс (Базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета "Мировая художественная культура" для среднего уровня образования 10 класс (Базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета "Мировая художественная культура" для среднего уровня образования 11 класс (Базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета "Право" для среднего уровня образования 11 класс (Углубленный уровень)

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" для среднего уровня образования 11 класс (Углубленный уровень)

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" для среднего уровня образования 11 класс (Базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" для среднего уровня образования 10 класс (Базовый уровень)